Хронографический метод представления и работы с психикой (График судьбы)

описание методики и рабта с ней

сентябрь 2023 г.

1. Что такое График судьбы?

Хронографический метод представления и работы с психикой или проще График судьбы - это психологическая, графическая, проективная техника, предназначенная для визуального представления психических процессов происходящих с человеком на протяжении всей жизни и психологической “выгрузки” в максимально эффективной и объективной форме.
Таким образом для пользователя она имеет терапевтический и аналитический эффект, а для терапевта, если он участвует в процессе диагностическое значение.

2. Кому может быть полезен график?

Прежде всего людям небезразличным к себе и своей судьбе, заинтересованным в повышении качества своей жизни и психической реальности. Во вторую очередь график может представлять интерес для специалистов помогающих профессий (психологи, терапевты разных направленностей, коучи, медицинские работники и проч.) интересующихся различными техниками терапии, ведущими научно-исследовательскую деятельность или активную работу с клиентами.

3. Зачем он нужен?

График позволяет пользователю:
  • Самостоятельно провести терапию в виде процедуры психологической “выгрузки” и подготовиться к работе с терапевтом;
  • Провести максимально объективное исследование своей психической реальности и ее истории - с помощью графика можно увидеть свой фактический жизненный путь, сделать на этой базе более объективные выводы и прогнозы…;
  • Качественно подготовить перечень тем и вопросов, которые могут быть предметом для внутренней работы самостоятельно или с терапевтом.

Терапевту график позволяет:
  • Качественно выгрузить клиента и подготовить к дальнейшей работе;
  • Получить объективированную картину психической реальности клиента;
  • Выстраивать диагностическую картину и трек работы с клиентом.

4. Как появился График?

Идея графика родилась в середине 2021 г. в ходе ежедневной практики с клиентами, в ответ на личный запрос об оптимизации работы и ведения процесса.
Вопрос стоял о том - возможно ли создать такую технику в рамках, которой клиент максимально разного уровня психологического/духовного развития и состояния получит возможность объективно посмотреть на свою фактическую историю, выгрузить ее, увидеть связь своих психический состояний и фактических событий произошедших в его жизни, поставить перед собой вопросы само терапии и развития?
В феврале 2022 г. была сформулирована первая заметка о методе - “Хронографический метод представления и работы с психикой”, а в 2023 г. первый прототип веб приложения для работы с графиком.

Через некоторое время после появления практики Графика был найден очень интересный исторический пример графического представления жизни в виде графика, жившим в начале 20 века в Москве, известным писателем и математиком Андреем Белым.
Цель и логика выполнения данного графика значительно отличаются, но представляют на наш взгляд большую практическую и историческую ценность.
График жизни Андрея Белого
5. Как выполнять практику Графика?


На текущий момент График можно составлять как минимум тремя способами:
  • самостоятельно на бумаге;
  • с помощью шаблона в гугл таблицах;
  • с помощью специально разработанного приложения https://chronomethod.site/app/

С точки зрения качества и глубины практики рекомендуется прежде всего начать с выполнения Графика на бумаге, визуальным методом - это дополнительно к абстрактно-логическому задействует кинестетическое (телесное), визуальное и образное типы мышления. После осознания принципа работы Графика на этой базе уже можно переносить его в цифровой вид.

Рассмотрим более подробно выполнение графика на бумаге, его возможно выполнять как минимум в двух различных логиках:
  • Вариант 1 идем от линии времени (визуальный метод);
  • Вариант 2 идем от списка событий (абстрактный метод).

Визуальный метод

Шаг 1. Берем лист бумаги и рисуем на нем две шкалы - горизонтальную в середине листа, это шкала времени в месяцах и годах и вертикальную с левого края листа - это линия оценки.
Далее размечаем линию времени, где пересечение линий это 0 лет и год вашего рождения, а конец линии времени ваш возраст + 5 лет, например если вам 35 то крайней точкой на линии времени справа будет 40. Пространство между крайними точками на линии времени размечаем так, чтобы максимально соблюсти визуальный масштаб.
Линию оценок размечаем от 10 вверху до - 10 внизу, также соблюдением графического масштаба.
Выглядеть в итоге должно примерно так:
Шаблон поля для Графика судьбы

Шаг 2. Вспоминаем самое яркое событие в нашей жизни (оказавшее самое большое влияние на нее) критерием значимости / влияния является исключительно наше субъективное внутреннее ощущение на текущий момент (момент составления графика), вспоминаем год и месяц когда это случилось, находим на линии времени эту точку - ставим там метку и подписываем это событие. Далее также из состояния сейчас ставим этому событию 5 субъективных оценок от +10 до -10 как у нас в тот момент было с:
1. счастьем;
2. здоровьем;
3. реализация;
4. отношения м/ж;
5. деньгами/материей.

Таким образом у нас получается событие где мы знаем его дату и 5 оценок по данным ключевым аспектам жизни, по желанию могут быть добавлены любые иные значимые для Вас аспекты, кроме того к событиям бывает полезно добавить комментарий.

Шаг 3. Далее выбираем для каждого из 5 аспектов свой цвет и расставляем над и под отметкой события на линии времени 5 цветных точек сообразно оценкам аспектов.

Шаг 4. Вспоминаем менее значимое событие и повторяем процедуру оценки и нанесения точек на график, так повторяем нужное число раз, желательно в итоге получить не менее 20 событий чем больше тем лучше. Каждое событие и оценки желательно записывать в список / таблицу, например такую, это упростит дальнейшую работу с графиком.
Шаблон Графика судьбы

Шаг 5. Соединяем получившиеся цветные точки линиями сообразно цвету и получаем итоговый график где 5 цветных линий накладываются и пересекаются друг с другом. Выглядеть может примерно так:
Готовый ХГП график, простое исполнение

или так в случае выполнения в гугл таблицах

Готовый ХГП график, исполнение в гугл таблицах
Шаг 6. Берём большой лист бумаги/картона, иную пригодную поверхность (А3/А2 или больше по желанию), размечаем с учётом полученного опыта и переносим полученный итоговый график в максимально доступном размере, при этом оставляем место для пометок и комментариев.
Получившийся график размещаем в месте проживания, там где он будет удобен для регулярного наблюдения.
В случае выполнения в электронной форме, то же самое выводится на печать на одном листе или собирается из нескольких.

Важные моменты при составлении графика:

  • События должны быть, как положительные так и отрицательные;
  • События проще вспоминать в последовательности от самых ярких к менее;
  • Значимость события оценивается из настоящего момента - события обладающие яркостью в прошлом, но незначительные для психики сейчас менее интересны, чем важные для нее сейчас…;
  • После формирования первой версии графика и его наблюдения у вас могут всплыть в памяти дополнительные события и/или возникнуть ощущение, потребность в дополнении/переработке Графика. Это абсолютно нормально и является частью практики Графика, желательно вносить эти дополнения/изменения в график, перерисовывать его до того момента пока у вас не возникнет внутреннее ощущение, что полученный График полностью отражает реальную картину вашей жизни в вашем ощущении на настоящий момент;
  • График рекомендуется выполнять в утренние часы, когда человек обладает наибольшим запасом пихо-физической энергии, а для его выполнения выделить достаточное количество времени (обычно 2-5 часов), комфортное для концентрации и выполнения рабочее место. Если времени для выполнения практики за один раз оказалось недостаточно, лучше разбить ее на несколько частей, например сначала выполнить графическую часть, а во второй этап провести анализ;
  • по завершении практики желательно зафиксировать дату его завершения, это может пригодиться в дальнейшей работе.

Абстрактный метод

Во втором варианте выполнения графика мы начинаем практику с подготовки таблицы данных с событиями, оценками, комментариями и только по ее завершению из полученных данных рисуем графики. Такой метод может больше подойти людям с рационально-логическим складом ума.
Базово мы рекомендуем использовать первый метод поскольку он лучше на наш взгляд задействует различные механизмы мышления и подсознания.

6. Как работать с полученным графиком?

Мы видим значительное количество методов и форм работы с графиком, разберем наиболее простые и основные из них:

1.Общая картина

По завершению формирования графика посмотрите на него внимательно и задайте себе следующие вопросы:
  • Какие ощущения вызывает наблюдение завершенного графика?
  • Что Я понял про себя и свой жизненный путь в процессе практики?
  • Какие вопросы у меня возникли к себе и тому что вижу на графике?
Запишите полученные ответы, лучше прямо на графике в отведенном для этого месте.

2.Ведущие и ведомые аспекты

Аналогично, задаем себе вопросы:
  • Какой аспект/ы главные на графике, почему?
  • Какие аспекты зависят от главного и как следуют за ним?
  • Что является причинами счастья и несчастья в моей жизни?
Запишите ответы.

3.Пики и провалы

  • Найдите пиковые точки на графике, с какими событиями они связаны?
  • Пометьте экстремумы на графике. Есть ли сходства между этими событиями?
  • Соедините точки линией, что выражает получившаяся линия, о чем она может вам сказать?
  • Найдите самые мощные провалы задайте себе по ним такие же вопросы, как к пикам.
Запишите ответы, сделайте пометки на графике.

4.Циклы и периоды

  • Какие циклы и периоды своей жизни вы видите на графике, обозначьте их, о чем они вам говорят?
  • Найдите самый счастливый период вашей жизни, сформулируйте гипотезы его начала и окончания, основной фактор, который сделал его таким…
  • Аналогично повторите с самым сложным периодом.
Запишите ответы и сделайте пометки.

5.Причины и следствия.

  • Найдите экстремумы (самая высокая и низкая точки) на графике посмотрите на них, что им предшествовало? Где на графике находится действительная причина экстремума?
  • Зафиксируйте рождающиеся гипотезы и осмысливайте их разными способами до появления полной внутренней убежденности в выявлении действительной причины.
  • Выделите основные точки вашей жизни на графике, последовательно повторите этот прием относительно них.
Записывайте / помечайте процесс на графике.

6.Жертвоприношение / Насилие / Любовь

Посомтрите на события графика, и распределите их по трем группам из логики где вы:
  • Жертвовали собой;
  • Совершали насилие над кем то / чем то внешним (форма и обьект не имеют значение);
  • Действавали из любви;
Проанализируйте причины и последствия этих событий.

upd. 08.02.24

7.Тренды

  • Исходя из полученного графика, в каком тренде (общем направлении развития сюжета) жизни вы находитесь сейчас, что будет дальше (сформулируйте гипотезу вашего будущего из наблюдаемого на графике)?
  • Оцените эту гипотезу, нравится ли вам это? Хотите ли вы это изменить? Как это можно сделать? Что для этого нужно?
Запишите ответы и сделайте пометки.

8.- 0 и + Ꚙ / предки и потомки
  • Представьте себя в бесконечной цепочке ваших предков и потомков:
  • Изобразите их обобщенно, графически в любой метафорической форме до и после вашего графика;
  • Что вы смогли / можете сделать для потомков в рамках своей жизни, чтобы их график был “лучше”?

9.Выводы
  • По завершению работы с графиком сформулируйте перечень ключевых выводов:
  • Что вы узнали о себе и своей жизни?
  • Какие цели вы можете себе поставить исходя из практики?
  • Какие задачи нужно решить в ближайшее время?

Визуальные метафоры судьбы в классической изобразительной культуре

Перед анализом вашего графика посмотрте эти картины, прочитайте названия, изучите в сети тронувшие вас образы



7. В рамках какой школы/подхода сформирован график ?

График появился, как прикладной инструмент личной практики в рамках авторской психо-философской концепции исследований и работы с психическими процессами основанный в свою очередь на синтезе классических философско-религиозных традиций и современных научных представлений о природе сознания и материи - психологии, философии, нейрокогнитивных наук. Более подробно с концепцией можно ознакомится тут - “Психофилософия Ра”.

8. Какие еще психологические графические практике существуют, какое место график занимает среди них?

В современной традиционной и постклассиической психологий разработано значительное количество инструментов анализа (психометрии) и работы с психикой, к ним можно отнести:
  • тесты;
  • анкеты;
  • интервьюирование;
  • проективные тесты и т.д.
Из перечисленных инструментов График имеет смешанную природу и в некоторой степени его можно отнести к проективным психометрическим методам, таким образом в одном ряду с ним условно можно поставить:
  • Тест Роршаха (Rorschach Inkblot Test);
  • Тест Тематического восполнения (Thematic Apperception Test, TAT);
  • Тест Дрошо (Droshky Test);
  • Тест Люшера (Lüscher Color Test);
  • Тест Розенцвига (Rosenzweig Picture-Frustration Study);
  • Тест ММПИ (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и т.д.
В постклассической психологии можно выделить такие проективные методы как:
  • Колесо баланса;
  • Нейрографика и т.д.
Вместе с этим, перечисленные и прочие известные нам на текущий момент методы не дают возможности увидеть психический процесс в динамике времени конкретной жизни с ее событийными факторами и тем более наглядно показать этот процесс сознанию и подсознанию пользователя.
Тут мы соответственно подходим к ключевому отличию техники графика от прочих проективных и психометрических методик - он позволяет взглянуть на психический процесс и формирующие его конструкты в объеме и динамике времени, что является бесценной помощью в работе любого терапевта и пользователя.
Вместе с тем, можно выделить ключевые особенности и отличия графика от представленных выше и иных методов:
  • временной объем и динамика - пользователь может смотреть на свой психический процесс и конструкты как в срезе так и в динамике развития на протяжении длительного времени опыта жизни;
  • объективность опорных точек - техника строится на объективных событиях индивидуальной истории;
  • гибкость анализа - относительно объективных событийных точек возможно очень гибко по различным критериям вести анализ для решения самого широкого круга задач;
  • проективность - пользователь может гибко от контекста запроса вводить критерии/аспекты интерпретации объективных событий;
  • универсальность - техника пригодна для использования, как самостоятельно в личных целях, так и для профессионалов в работе с клиентами или для проведения соответствующих исследований;
  • кинестетичность - выполнение техники комплексно задействует различные типы мышления пользователя, включая визуальное и кинестетические типы, ...

Таким образом, можно отметить появление нового метода на стыке проективной психологии и психометрии, где на наш взгляд он сможет оказать свое конструктивное влияние и найти свое место в инструментарии профессиональной психологии.

Этот влияние, в том числе может быть следующим:

  • Объективизация данных: График позволяет визуализировать психические процессы и события, происходящие в жизни человека. Это может помочь сделать данные более объективными и конкретными, особенно при работе с клиентами. Вместо абстрактных слов и описаний, графическое представление позволяет увидеть динамику и взаимосвязи.
  • Идентификация паттернов: Анализ графика может помочь выявить паттерны поведения, эмоциональных реакций или событий, влияющих на психику человека. Это может быть полезно при изучении и понимании определенных аспектов личности или при поиске связей между событиями и эмоциями.
  • Оценка прогресса: График может использоваться для отслеживания психологического прогресса клиента или человека, который проводит самоанализ. Сравнение разных моментов во времени на графике может помочь определить, произошли ли какие-либо изменения в психическом состоянии или поведении.
  • Психотерапевтический инструмент: График может служить инструментом в психотерапии, где клиенты совместно с терапевтом могут создавать и анализировать графические представления своей жизни и психических состояний. Это может сделать процесс психотерапии более наглядным и интерактивным.
  • Самоанализ и саморегуляция: Графическое представление психических данных может помочь людям лучше понимать свои эмоции, реакции и тенденции. Это может способствовать самоанализу, саморегуляции и более эффективному управлению своими эмоциями и поведением.

Важно отметить, что график следует использовать в контексте других методов психометрии и оценки психического состояния. Он может быть дополнительным инструментом, который обогащает анализ и понимание психологических данных, но не заменяет другие стандартизированные методы и тесты.


Список литературы:

  1. В. И. Постовалова. Судьба как ключевое слово культуры и его толкование А. Ф. Лосевым. — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994. — С. 207—208.
  2. Н. Д. Арутюнова. Истина и судьба. — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994. — С. 310, 312.
  3. В. П. Горан. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции. — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994. — С. 80—82.
  4. В. П. Горан. Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 41, 62, 68, 259, 288—296.
  5. «Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пронизывающий субстанцию вселенной» (Аэтий, I, 28, 1)
  6. В. И. Силецкий. Превратности Лахесис (доля — случай — рок). — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М., 1994. — С. 232.
  7. Аошуан Тань. Реконструкция представлений китайцев о судьбе по фразеологизмам. — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994. — С. 161.
  8. Гайденко В. П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. — 1969. — № 9. — С. 88—98.
  9. А. М. Карапетъянц. Концепция судьбы у древнекитайских философов // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994, с. 84-91
  10. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. — 1998, № 1.
  11. М. Б. Пиотровский. Ислам и судьба. — Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994. — С. 92—97. Архивная копия от 18 декабря 2007 на Wayback Machine
  12. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
  13. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN ISBN 5-04-006467-5.
  14. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Бурлачук Л. Ф.. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
  15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. М.:Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
  16. Проективная психология. Антология. — М., 2010. — 416 с. — ISBN ISBN 978-5-903182-56-5.
  17. Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: — Тбилиси, 1978. Т.З. - С.632-637.
  18. Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности / Е.Т. Соколова // Бессознательное. • Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. - Т.З. - С.611-622.
  19. Соколова Е.Т. Из истории проективного метода / Е.Т. Соколова // Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, Столина В.В. СПб., 2000. -С.51-70.
  20. Станишевская М.М. Применение проективных методик при диагностике типов реакций личности / М.М.Станишевская, В.В. Гульдан, М.Т. Владимирская // Вопросы диагностики психического развития. — Таллин, 1974. С.158-159.
  21. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. Дисс. <...> канд. псих. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. 203 с.
  22. Boyle, G.J., Saklofske, D.H., & Matthews, G. (2012). (Eds.), SAGE Benchmarks in Psychology: Psychological Assessment, Vol. 3: Clinical Neuropsychological Assessment. London: SAGE. ISBN 978-0-85702-270-7
  23. Seidman, Larry J. (1998). Neuropsychological testing. Harvard Mental Health Letter, 14 (11), 4-6.
  24. Lezak, Muriel D.; Howieson, Diane B.; Bigler, Erin D.; Tranel, Daniel (2012). Neuropsychological Assessment (Fifth ed.). Oxford: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-539552-5. Retrieved 17 June 2014.
  25. Hebben, N.; Millberg, W. (2009). Essentials of Neuropsychological Assessment (2nd ed.). New Jersey: John Wiley & Sons. pp. 127. ISBN 978-0-470-43747-6.
  26. Miller, Daniel C. (3 January 2013). Essentials of School Neuropsychological Assessment (2nd ed.). John Wiley & Sons. ISBN 978-1-118-17584-2. Retrieved 9 June 2014.
  27. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1998.
  28. Дюк В. А., Классификация психодиагностических методик (по материалам монографии «Компьютерная психодиагностика»).
  29. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб: «Братство», 1994. — 364 с.
  30. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. — СПб: «СЛП», 1997. — 203 с.
  31. Белова О. В., Общая психодиагностика. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  32. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с. ISBN 5-89570-005-5
  33. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
  34. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II — М.: Педагогика, 1982.
  35. Dennett, D. C. (1988) «Quining qualia», in Consciousness in Contemporary Science, edited by A. Marcel & E. Bisiach, Oxford University Press. Online text
  36. А. В. Турчин, «Квалиа — атомы опыта.»


Р.М. Шевцов 26.09.2023 г. ©


Made on
Tilda